Содружество » Элективные курсы по русскому языку «Родное слово»
Июн
11

Элективные курсы по русскому языку «Родное слово»

Автор: admin

записаться

ря1

Обучение по данной программе позволит ученикам 5-8 классов получить знания в объёме, достаточном для качественного освоения учебного плана и успешного выполнения ежегодных всероссийских проверочных работ по русскому языку.

Учебный план предусматривает занятия в объёме одного или двух учебных часов в неделю. Основное время уделяется отработке выполнения заданий на рассматриваемую тему.

Обучающиеся получают возможность на высоком уровне участвовать в школьных, муниципальных, областных и федеральных конкурсах, олимпиадах.

Особое внимание уделяется совершенствованию навыка самостоятельного выполнения заданий, предусмотренных стандартами ВПР, выработке умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях контрольных мероприятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Фонетика и орфоэпия 

Орфоэпия. Нормы произношения. Акцентология. Принципы постановки ударения в русском языке. Фонетический разбор слова.

Лексика и фразеология 

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Паронимы. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно русские слова. Иностранные слова.

Морфемика и словообразование 

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова.

Морфология и орфография 

Причастие. Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Правописание суффиксов причастий. Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Деепричастие. Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие. Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Слова категории состояния. Грамматические признаки.

Служебные части речи. Предлог. Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Союз. Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Занятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. Частица. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ-. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ — НИ. Междометие. Междометие как часть речи.  Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение. Грамматическая основа. Интонация. Подлежащее. Сказуемое. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Роль второстепенных членов предложения. Основные виды обстоятельств. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Главный член односоставного предложения. Типы односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Простое осложнённое предложение. Однородные члены и пунктуация при них. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Обособленные члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обращение. Назначение обращений. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения.

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Предложения с косвенной речью. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог. Рассказ. Цитаты и знаки препинания при них.

Речь и речевая деятельность 

Текст и его основные признаки. Тема и основная мысль текста. Ключевые слова текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Стили и функционально-смысловые типы речи. Анализ текста. Рассуждение как тип текста. Его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Описание произведений искусства и архитектуры как вид текста (сочинение-описание).

Языковые нормы 

Лексические нормы. Грамматические и синтаксические нормы.

Выразительность русской речи 

Переносное значение слова (тропы). Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Стилистические (риторические) фигуры. Анализ средств выразительности.

Написание изложений, сочинений и других творческих работ

Изложение. Способы восприятия услышанного. Приёмы запоминания текста. Техника записи. Работа с черновиком. Корректировка написанного: определение микротем, составление плана, выделение главного. Сжатие информации. Редактирование и проверка текста.

Сочинение. Жанры сочинений и творческих работ. Структура творческой работы. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Составление плана. Формулировка тезиса. Система доказательств. Аргументация. Соотношение объективных фактов и субъективных оценок в сочинении. Последовательность, логичность рассуждений. Речевое оформление.

Выполнение типовых заданий ВПР

Структура проверочной работы. Типология заданий и техника их выполнения. Требования к оформлению. Критерии оценки. Отработка практических навыков выполнения ВПР.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Приобретение обучающимися необходимых знаний в области современной лингвистики, развитие творческих способностей, необходимых для успешного выполнения заданий ВПР по русскому языку и годовой аттестации.

Развитие навыка выполнения заданий различных типов формата ВПР.

Развитие памяти, умения мыслить логически, применять в реальной языковой ситуации приобретенные знания.

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству; совершенствование индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка.

Получение учащимися необходимой психологической подготовки к будущему контрольному испытанию.

Оказание помощи в осознанном выборе дальнейшего профиля обучения.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Обучающиеся должны знать /понимать:

  • взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • основные изобразительно-выразительные средства русского языка;
  • функциональные разновидности языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

Обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • владеть основными приёмами информа­ционной переработки письменного текста;
  • создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Приглашаем учиться, чтобы уметь!

записаться